Камеральный контроль и налоговые риски в Казахстане: что нужно знать бизнесу?

Если вам нужна помощь в подготовке отчетности или разъяснения по вопросам камерального контроля, наши специалисты всегда готовы оказать профессиональное сопровождение.

В Казахстане налоговые органы активно используют камеральный контроль для мониторинга правильности ведения бухгалтерского учета и уплаты налогов компаниями и предпринимателями. Камеральный контроль, как форма налогового контроля, проводится дистанционно на основании документов, представленных налогоплательщиками, и позволяет налоговым органам выявлять ошибки и недочеты без выездных проверок. Разберем, что представляет собой камеральный контроль, как он проводится и на что следует обратить внимание бизнесу для снижения налоговых рисков.

Что такое камеральный контроль?

Камеральный контроль – это процедура проверки налоговых отчетов и документов, предоставленных компанией в налоговый орган, с целью выявления несоответствий и ошибок. Этот контроль проходит без непосредственного визита инспектора на место ведения бизнеса и основан на анализе данных, которые налогоплательщик отправляет в виде налоговой отчетности.

Преимущества камерального контроля очевидны: он экономит время как для компаний, так и для налоговых органов, исключает выездные проверки и позволяет оперативно выявлять недочеты и исправлять их без привлечения дополнительных ресурсов.

Как проводится камеральный контроль?

Камеральная проверка осуществляется автоматически, на основании данных, загруженных в налоговую базу данных. Налоговые органы используют специализированное программное обеспечение, чтобы анализировать представленные декларации и отчетность по ряду показателей. Если обнаруживаются расхождения, налоговый орган направляет уведомление налогоплательщику с требованием объяснений или уточнения отчетности.

Этапы камерального контроля

  1. Прием и проверка отчетности. Налоговый орган принимает декларации и другие налоговые отчеты, представленные компанией, и автоматически анализирует данные.
  2. Анализ данных. Специализированное ПО анализирует отчетные данные и сверяет их с информацией, находящейся в налоговой базе.
  3. Направление уведомления. Если обнаружены ошибки или несоответствия, компания получает уведомление с требованием пояснить или внести исправления.
  4. Ответ налогоплательщика. Компания должна в установленные сроки предоставить разъяснения или исправить отчетность. В случае невыполнения требований налоговый орган может наложить штрафы и пени.

Основные ошибки, которые выявляет камеральный контроль:

Часто в результате камерального контроля выявляются следующие типичные ошибки:

  • Ошибки в расчетах по налогам на прибыль, добавленную стоимость и социальным отчислениям;
  • Несоответствие в данных по доходам и расходам;
  • Неверно заполненные формы и декларации;
  • Недостаток документов, подтверждающих расходы или доходы;
  • Ошибки в расчетах по заработной плате и налоговым отчислениям сотрудников.

Что грозит компании при выявлении нарушений? 

В случае выявления нарушений налоговый орган может наложить штрафы и взыскать пени за неуплату налогов. Важно отметить, что при обнаружении ошибок, компания имеет возможность предоставить объяснения или внести исправления в отчетность в течение установленного срока без дополнительных санкций.

 

Следует помнить, что по нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влекут ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 121 Налогового кодекса и срок исковой давности продлевается до исполнения Уведомления Камерального контроля согласно пп.5 п.9 ст. 48 НК РК.

Также в налоговом кодексе РК в статье №48 п.№9 установлено:


9. Срок исковой давности продлевается: 

1) на один календарный год – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет; 

2) на три календарных года – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности с изменениями и дополнениями в части переноса убытков за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы корпоративного подоходного налога в бюджет; 

3) до исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы (заявления), в следующих случаях: 

обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом) в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, уведомления о результатах проверки, уведомления по результатам горизонтального мониторинга, а также действий (бездействие) должностных лиц налоговых органов – в обжалуемой части; 

5) до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности, в части выявленных нарушений; 

10. Срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период: 


  • подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан; 
  • направления запросов и получения по ним документов и (или) информации во время проведения налоговой проверки в соответствии с законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании. При этом общий срок исковой давности в части пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет с учетом его приостановления не может превышать семь лет; 
  • времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу в случае проведенной налоговой проверки в рамках досудебного расследования. 

Как подготовиться к камеральному контролю?

  1.  Регулярно проверяйте отчетность. Перед подачей деклараций убедитесь, что все расчеты точны и подтверждены документами.
  2. Ведите учет своевременно. Бухгалтерский и налоговый учет должны быть точными и прозрачными. Все операции должны иметь документальное подтверждение.
  3. Используйте профессиональное бухгалтерское сопровождение. Наша компания предлагает услуги по ведению бухгалтерии, что снижает вероятность ошибок и упрощает процесс подготовки отчетности.
  4. Оперативно реагируйте на уведомления налоговых органов. Если вы получили уведомление, не игнорируйте его, а сразу же разберитесь в причинах и предоставьте необходимые разъяснения или исправления.

Камеральный контроль – это важный элемент налоговой системы Казахстана, позволяющий обеспечивать прозрачность и честность налоговых платежей без выездных проверок.

Своевременная и точная отчетность, а также внимание к деталям помогут минимизировать риски и избежать санкций.

Если вам нужна помощь в подготовке отчетности или разъяснения по вопросам камерального контроля, наши специалисты всегда готовы оказать профессиональное сопровождение, снизить налоговые риски и обеспечить соответствие вашего бизнеса требованиям законодательства.

+7 707 313-07-03

г.Алматы ул.Жумалиева 80

onlinebuch@mail.ru

buchonline.kz

Все права защищены.

error: Информация защищена от копирования!